2_13

Трехдневный сплав по реке Чусовая (Сулем — Ёква)

Река Чусовая — это  уникальная река,  которая берет начало в Азии и течет в Европу, пересекая Уральские горы с востока на запад.

С 10 по 12 августа 2018 года мне удалось во второй раз побывать на сплаве по этой красивой уральской реке. Наш маршрут по Чусовой проходил от деревни Сулем до деревни Ёква. На протяжении трех дней мы шли на катамаранах по течению без особого труда, т.к. в следствии прошедших дождей вода существенно прибыла и водный поток по руслу реки сохранял хорошую скорость даже на широких участках.

Программа нашего сплава была весьма насыщена:

• По ходу движения мы несколько раз поднимались на прибрежные скалы-бойцы, в народе называемые «камни» Чусовой.
  • посетили пещеру «Туристов», которая находится в «камне Дыроватом»,
  • сходили в туристическую баню с купанием в ночной реке,
  • попрыгали с дерева на веревке (джампинг),
  • прошли трассу в веревочном парке,
  • посидели у пионерского костра с гитарой и … СКРИПКОЙ!!!
  • поели вкуснейший плов и торт
  • и еще множество различных приятных мелочей.

А теперь подробнее…

10 августа во второй половине дня наш наемный микроавтобус из Тюмени прибыл в деревню Сулем. Выехали из Тюмени в 5 утра и приехали примерно в 16 часов. Доехать до места можно разными маршрутами, наш путь был таким.

На берегу в Сулеме нас уже ждали два гида-инструктора, представители турфирмы-организатора сплава, с подготовленными катамаранами и готовящимся обедом. Нашей команде осталось только переодеться, сгрузить вещи на катамараны и отдыхать в ожидании обеда и начала сплава. Конечно почти все бросились фотографировать окрестности.

После обеда на берегу, нас ждал краткий инструктаж по правилам, действующим на сплаве, способах управления катамаранами и примерная программа мероприятий на все три дня. В первый день сплава наши гиды предложили идти по реке отдельно тремя катамаранами и распределившись мы отплыли. Первая стоянка-ночевка была по плану через 20 километров в деревне Усть-Утка на поле возле памятника «Единению России». Ниже приведен наш маршрут.

Надо отметить что первый день был самым тяжелым с точки зрения физических усилий, т.к. нам пришлось постоянно грести чтобы покрыть необходимое расстояние до наступления темноты.  Признаться честно, катамараны с площадкой для меня показались очень неудобными для гребли. Занять удобную позу для интенсивной гребли и чтобы спина не уставала — мне не удалось. В прошлый раз на сплаве мы шли на катамаранах с двумя поплавками (на которых сидишь «верхом») и интенсивно грести было гораздо удобнее. Зато там, где течение позволяло «сушить весла» — сидеть в катамаранных креслах было одно удовольствие.

По ходу первого отрезка несколько человек из нашей команды воспользовались хорошей погодой, которой встретил нас Урал и искупались в реке прямо с катамарана. Интересно то, что в месте купания и вообще как рассказывают во многих местах река глубиной около метра. Ввиду этого в жаркие и засушливые годы на таких участках катамараны даже приходится тащить на себе.

Изрядно устав, мы с нетерпением ждали, когда из-за следующего поворота покажется дымок нашего лагеря, но на протяжении довольно длительного времени и бесконечного (как нам показалось) количества поворотов лагеря все не было. Нас даже дождик немного попугал, но пожалел и мочить не стал. Наш гид по ходу пути развлекал нас загадками, отвечал на множество вопросов о реке Чусовой, объяснял происхождение и назначение табличек на скалах, рассказывал легенды и версии появления названий этих самых скал-бойцов. В общем скучать было некогда и вот наконец мы увидели наш лагерь, что вызвало всеобщее ликование.

Стоянка в Усть-Утке расположена на ровном поле с асфальтовой площадкой и дорогой, рядом с памятником «Единению России и памяти предкам…» Так же тут сделан довольно большой навес из профнастила, где очень удобно готовить и ужинать. Раньше в деревне Усть-Утка строили и грузили баржи а теперь здесь отлично начинать сплавы или останавливаться на ночлег.

На поле возле навеса мы установили выданные нам палатки, поужинали и вечер провели у костра играя в различные игры и «Крокодила».

Второй день нашего сплава по Чусовой начался с всеобщей зарядки под руководством одного из гидов. Размявшись и позавтракав — мы соединили наши три катамарана в одну «баржу» и отплыли в дальнейший путь.

Второй день был более насыщенным на интересные места. Мы проплывали мимо множества «камней» Чусовой — живописных отвесных скал, прижимающихся прямо к воде. На скалах прикреплены таблички с названиями и расстоянием. Интересно, что точкой отсчета километража на камнях Чусовой является камень «Собачьи рёбра», находящийся в основании турбазы «Коуровка» (Чусовая).

По ходу движения прямо на берегу реки нам встретился красивый памятник Акинфию Демидову в районе села Харёнки.  Так же в Харёнках расположен современный красивый подвесной мост через реку Чусовую.

Ближе в вечеру мы добрались до скалы со смотровой площадкой. Поднявшись по тропинке на вершину можно увидеть красивые пейзажи окрестностей, уютный кемпинг на противоположном берегу Чусовой.

К слову, на ночевку мы останавливались именно в этом кемпинге, где нас ждал шведский стол, веревочный парк, джампинг, туристическая баня с купанием в реке и ночная развлекательная программа с «пионерским» костром, хождением по углям и песнями под скрипку и гитару замечательного дуэта.

Утром нас ждал еще один очень необычный сюрприз — пробуждение в палатке под гитару и пение нескольких ребят-организаторов песни из мультика «Бременские музыканты» — «Луч солнца золотого…».  Это было просто нереально круто.

Если подытожить, проведенное в этом кемпинге время надолго запомнится в памяти, так как организация отдыха и быта была на высоте, а мне есть с чем сравнить.

Третий и заключительный день нашего сплава по реке Чусовая был довольно коротким, но не менее запоминающимся. В этот день, позавтракав и выпив сваренного в турке кофе, мы отплыли от кемпинга до деревни Ёква.

По пути мы посетили сначала камень «Дыроватый» и находящуюся в нем пещеру Туристов. Наш гид рассказал нам историю этой пещеры, которая на протяжении многих веков использовалась людьми.

Далее  наш маршрут пролегал через камень «Олений» с восхождением расположенной на нем живописной смотровой площадкой.

Деревня Ёква от кемпинга находится не очень далеко, поэтому заключительный этап сплава по Чусовой  заканчивается  во второй половине дня. В деревне нас уже ждал микроавтобус. Осталось только попрощаться с организаторами и выдвинуться домой.

P.S.

Сплав по реке Чусовая — это хороший и запоминающийся способ провести выходные на природе, за который не жалко отдать деньги. Есть различные маршруты, которые по-своему хороши и от этого возвращаться на Чусовую можно несколько раз. По фото сложно передать все красоты природы Чусовой — лучше приехать и увидеть это в живую. Мне понравилась организация сплава по Чусовой от турфирмы «Штурм». Это не реклама, а мой отзыв для тех, кто не знает какую компанию выбрать чтобы отдых оставил только приятные впечатления.

И в заключении — короткий ролик о нашем сплаве по Чусовой.