Как доехать из нового аэропорта Стамбула в город

Добраться из нового аэропорта Стамбула до города можно разными способами:

  1. Такси.
  2. Автобус HAVAIST.
  3. Метро.

Такси и автобус от аэропорта Стамбула до города описывать не буду так как не испробовали, хотя на октябрь 2023 года цены были такие: таксист предложил уехать до города за 45 долларов, автобус HAVAIST стоил по 6 долларов на человека. 

Прилетев в новый аэропорт Стамбула мы планировали уехать в город на автобусе HAVAIST, но в виду того, что в кассе нам не смогли сдать со 100 долларов — решили ехать на метро.

Станция метро у нового аэропорта Стамбула открылась в 2023 году и находится примерно в 300 метрах от здания. Для пассажиров с багажом обустроены горизонтальные траволаторы. Можно двигаться по указателям, можно по приложению mapsme. Станция метро называется Istanbul Havalimani, и находится на линии M11 (розовая ветка).
 goog_metrometro_entry
Проезд в метро от аэропорта Стамбула до города осуществляется по транспортной карте, которую можно купить на входе в любую станцию метро, а так же в магазинах. Данная карта действует так же на автобусах, трамваях, и другом общественном транспорте. Так же картой можно заплатить за общественные туалеты Стамбула.

cart

На станциях метро такая карта продается в автоматах где кроме покупки карты можно узнать баланс карты и пополнить его наличными или с помощью банковской карты. Автомат выглядит вот так:

 img_2023В автомате есть русский и английский языки, что очень выручило при первоначальном знакомстве с аппаратом. При покупке карты аппарат запрашивает сумму, которую можно сразу положить на баланс карты. Либо после покупки можно тут же карту пополнить. По стоимости на октябрь 2023 цены были такие:

  • Покупка Istanbul kart — 70 лир
  • Проезд в метро — 20 лир

У туристической транспортной карты Istanbul kart есть одна особенность о которой мы узнали чуть позже, а именно, месячный лимит использования. Баланс карты на месяц — 500 лир. После исчерпания лимита 500 лир карту нельзя будет пополнить до конца месяца. Так как нас было четверо и пользовались мы одной картой, через несколько дней пришлось покупать новую карту и пополнять на ней баланс.

Так же в Стамбуле, в отличие от России, переходы между ветками метро платные. То есть чтобы перейти на другую ветку нужно заново проходить через турникет и оплачивать проезд.

Итак, от нового международного аэропорта Стамбула до города можно легко добраться на метро, что существенно сокращает затраты при прилете в этот интереснейший город.

Шумак. Восточный Саян. Пеший поход.

Пеший поход на Шумак подойдет как для начинающих горных туристов, так и для семейных групп, если физическая форма позволяет проходить с грузом 10-15 км в день. Если идти только на Шумакские источники и обратно — то 2 раза придется проходить перевал Шумак, а это 2760 метров над уровнем моря и категория 1А. Технически поход не сложный, постоянно по тропе ходят лошади, поэтому карабкаться по скалам не придется. Нужно быть готовым к высоте и бродам, а так же к ходьбе в непогоду.

Про Шумак я узнал случайно, когда начал искать пешие туристические маршруты в районе озера Байкал. Шумакские источники меня сначала не особо привлекли, так как источников с минеральной водой у нас в Тюмени предостаточно и это не является диковинкой. Но изучив подробнее доступную информацию о районе, маршрутах и самой долине Шумака я решил посетить это место, тем более что вишенкой на торте должен был стать Байкал.

Что такое Шумак?

Широкую известность это место получило благодаря ключам с минеральными водами, различными по своему составу и лечебным свойствам. А уникальность этого места в том, что сами ключи располагаются друг от друга на очень близком расстоянии и при этом разные по минеральному составу.

Где находится Шумак?

Находится это уникальное место в Бурятии (Россия) в горах Восточного Саяна. Сами источники и турбаза находятся на слиянии рек Правый Шумак и Левый Шумак. В долину Шумака можно добраться несколькими пешими (конными) тропами или на вертолете. 

Координаты: 51.98001729532093, 101.82799911329352

geo
Место где находится Шумак

 

Как добраться?

Способов добраться к началу маршрута к Шумаку довольно много и зависят они от исходной точки, наличия денег и времени и других факторов, поэтому расскажу как добирались мы.

Наш пеший маршрут начинался в районе Ниловой Пустыни, поэтому мы прибыли на поезде в Слюдянку и на такси доехали до места начала маршрута.

1. Поезд №070ЧА — до Слюдянки. Приходит в 11:36.

Цены и расписание, наличие ж/д билетов можно узнать тут: 

2. Такси с ж/д вокзала до Ниловой Пустыни (желательно заехать максимально дальше). Ехать около 180 км. В 2021 году мы отдали 4000 рублей за трансфер — 4 человека с рюкзаками. Водителя нашли тут же на перроне, обычно они ждут поезда и приезжающих туристов.

А теперь непосредственно о походе.

Маршрут пешего похода на Шумак.

Почитав Интернет и посоветовавшись со своими напарниками мы выбрали такой маршрут: 

Нилова Пустынь — перевал Шумак (1А, 2760 м) — Шумакские источники — река Китой — перевал Аршанский (1А, 1954 м) — поселок Аршан.

Весь поход был рассчитан на  9 дней (карта маршрута была найдена в Интернет) с полуднёвкой на источниках. 

 Карта маршрута Нилова пустынь - Шумак - Аршан

 Первый день.

На такси мы доехали до начала пешеходной тропы. Там расположена турбаза с большой стоянкой, есть кафе и юрты для ночлега. Можно приехать в поход на машине, оставить ее на стоянке и спокойно идти на маршрут. Тут же формируется заброска на грузовике чуть выше. чтобы не топать ногами.

Координаты турбазы: 51.72609343703077, 101.62133634646112

Турбаза в начале тропы
Турбаза в начале тропы

Выгрузившись мы переоделись, и погрузились на авто (в 2021 году цена была 800 рублей с человека). Заброска не очень далеко, но в первый день сэкономить силы вполне оправдано. Потом нам предстояло несколько часов пройти в зоне леса до места нашей стоянки. 

Местами в начале маршрута обустроены стоянки: на площадках сделаны навесы от дождя, есть костровища, т.е. есть попытка благоустроить маршрут. Правда с водой на этих благоустроенных площадках не очень хорошо — как правило нужно спускаться довольно далеко. 

Первую ночь мы ночевали на благоустроенной стоянке рядом с домиком и округлым озером.

Первая ночевка

Второй день.

 Во второй день по планам нужно было подойти максимально близко к перевалу Шумак, чтобы на следующий день перевалить его. Сначала мы двигались в зоне леса, потом постепенно зона леса закончилась и начались альпийские луга с коровами.

Животные

По пути навстречу постоянно попадались группы, которые возвращались с Шумакских источников. Тропа была в целом хорошая, несмотря на большое количество крупного рогатого скота. 

 Долина Ехэ-Гэр

Бродить вечером мы не захотели и остановившись на ночевку на хорошей большой поляне недалеко от брода через реку Ехэ-Гэр.

Вторая ночевка

Долина Ехэ-Гэр

Третий день.
Перевал Шумак (1А, высота 2760 м).

Утром перебродив реку мы пошли штурмовать перевал Шумак. Так как через этот перевал проложена лошадиная тропа на источники — мы решили двигаться по ней. Хотя есть более короткая, но и более крутая тропа по руслу ручья. Возвращаясь обратно мы прошли по ней, но спускаться по огромным валунам это одно — а подниматься с полными рюкзаками — это другое. В общем однозначного ответа — по какой тропе лучше подниматься я для себя не нашел.

На фото слева по руслу — короткая тропа, направо уходит тропа лошадиная. 

Раздвоение тропинок на перевал Шумак

В виду того, что один из моих напарников шел очень медленно (проявилась болячка колена) — поднимались мы довольно долго, благо в тот день погода нас радовала и было солнечно.

Подъем на перевал Шумак (высота 2760, 1А) технически не сложный — топай и топай, тропа хорошая. Так как лошади постоянно идут через перевал на турбазу — тропу подправили для движения лошадей и спуск с перевала тоже довольно простой. Расслабляться не стоит но и новичку походов он будет по силам.

перевал Шумак

С перевала в хорошую погоду открываются отличные виды.

Вид с перевала Шумак

 Перевалив на другую сторону мы попали под дождь и встали ранее запланированного места, еще до зоны леса. С местами под стоянку проблем нет.

Четвертый день.

В этот день мы запланировали добраться до источников, тем более расстояние было около 10-11 км вдоль реки Шумак. Тропа идет правым берегом. По дороге попался красивый водопад с отличной смотровой площадкой.

Водопад на реке Шумак

Тропа тут прямо скажем не очень комфортная, много камней, местами разбита лошадями, но потерять ее сложно. Постепенно мы зашли в зону леса, поэтому когда начинались короткие дождики — мы их пережидали под кедрами. 

Долина реки Шумак

Темп движения у нас был медленный и только к вечеру мы добрались до Шумакских источников.

Чтобы попасть к основным полянам и домикам  — нужно перебродить через Правый Шумак, моста там нет, течение довольно сильное. В случае если пройдут дожди — без страховки веревкой может быть опасно, имейте это в виду.

Шумакские источники — место силы.

Временами на полянах в районе источников бывает очень многолюдно. Не смотря на то, что лес довольно большой и площадок очень много — место очень популярное. Когда мы пришли — место под палатку мы нашли с трудом и встали у реки рядом с большим железным крестом. 

В районе источников есть турбаза, на которую прилетает вертолет. Там же есть домики бурятов, которые можно использовать для ночлега когда хозяев там нет. В них есть печки. 

Домики на Шумаке

Обустроив свой лагерь мы сходили к ближайшим источникам чтобы попить воды, а так же вечером приняли радоновые ванны. Это просто чудо — в горном походе погреться в теплой воде. Находиться в радоновой ванне более 10 минут не рекомендуют, да и очередь из желающих принять ванну — не позволит :).

Радоновая ванна находится внутри сруба, где можно спокойно переодеться. Очередь днем бывает довольно большая, а вот поздно вечером и ночью можно пройти почти сразу.

Подробнее об источниках можно почитать в Википедии или других источниках.

Большая и самая атмосферная (по моему мнению) локация с источниками, расположена на другом берегу реки Шумак. Туда от зимовий сделан хороший мост, поэтому можно просто прогуляться на грязевые процедуры или чтобы попить воды.

Отдельно нужно упомянуть на уникальное народное творчество. Повсюду встречаются поделки из дерева, различные таблички с благодарностью Шумаку, различные инсталляции в народном стиле. Можно подолгу смотреть на водяные декоративные мельницы, рассматривать деревянных истуканов или просто посидеть на скамейке. Очень атмосферное место, которое больше нигде не встретишь.

Чем заняться на Шумаке?

Если вы не планируете маршрут далее Шумака — то может возникнуть вопрос: а чем занять себя на несколько дней? Вообще — варианты провести время интересно и весело есть.

1. Радиалки.

Мы стояли на источниках несколько дней и это место нисколько не надоело. Если заранее побеспокоиться — можно подготовить отличные радиальные или кольцевые маршруты в этой локации. Мы успели сходить на 2 радиалки. Первая радиалка совсем короткая — она длилась часа полтора. От лагеря по тропе нужно дойти до места впадения ручья Мраморного в реку Шумак и вверх по тропе вдоль правого берега ручья Мраморного подняться несколько сот метров. Там среди скал несколько небольших водопадов на которых можно сделать красивые снимки.
7-1

7-2

rad-1

Вторая радиалка на священное место — это уже один час двадцать в одну сторону, но оно того стоит. Место называется Хухэйн хада и представляет из себя столбы-останцы, которые ветром и временем обточило до конусообразной формы. Напротив у местных бурятов оборудовано место для ритуалов с всевозможными подношениями. Придя сюда можно сделать отличные снимки и просто отдохнуть за чашечкой чая на огромном камне, созерцая причудливые формы этих останцов и размышляя о вечном.


А вот несколько фотографий с Хухэйн хада.

7-3

7-4

7-5

Если посмотреть карты района — можно спланировать еще несколько довольно интересных радиалок, но т.к. мы планировали линейный маршрут — то информацию о радиалках не приготовили и сходили только в те, о которых написано выше.

2. Если подгадать время похода под национальные праздники бурятов — на Шумаке можно застать интересные мероприятия. Вечером организуются различные национальные состязания, конкурсы и хороводы. Вечер можно провести довольно бодро и весело но имейте в виду — на Шумаке не принято праздновать с алкоголем. Этого тут не купить и приносить с собой тоже не стоит.

Обратная дорога в Нилову Пустынь.

Обратную дорогу с Шумакских источников описывать смысла нет, т.к. она проходит по той же тропе, по которой мы сюда пришли и занимает так же 2,5 дня. Один день нам понадобился чтобы не спеша подойти к перевалу Шумак. Ночевали мы недалеко от озера перед началом подъема на перевал. Площадка там довольно ровная и большая так что проблем не будет при любом количестве групп. 

8-2

8-1

Придя в начальную точку нашего похода на турбазу мы сразу вызвали нашего таксиста и пока он ехал — пообедали в местной столовой. После походной еды это было очень вкусно и причем очень не дорого. 
Далее по плану у нас был Байкал.

Байкал. Слюдянка. Листвянка.

После пешего похода в планах у нас было несколько дней провести на Байкале, а именно: прокатиться по Кругобайкальской железной дороге и посетить Листвянку.

Поездка по КБЖД на электричке от Слюдянки до станции «Байкал» — это несколько часов вдоль живописного берега Байкала с несколькими остановками на маленьких станциях. Билет на поезд в 2021 году стоил 163 рубля и он ТОГО СТОИЛ. Бесчисленное количество тоннелей, турбаз, полустанков мы проехали в тот день. На остановках можно было сфотографироваться, пообщаться с пёселями, размять ноги и конечно полюбоваться озером Байкал.

Поезд довольно комфортный но есть одна особенность — туалета в вагонах нет, к этому нужно быть готовым и использовать остановки с пользой.

Электричка идет до места где берет свой исток река Ангара. Там нужно сесть на паром чтобы переправиться в Листвянку. В день поездки по КБЖД на паром мы не успели, поэтому пришлось ночевать в палатке у паровоза. Там есть ровные площадки за старинным зданием. Утром мы загрузились на паром, стоимость билета в тот момент составляла 80 рублей.

Листвянка.

Листвянка представляет из себя деревню на берегу Байкала с огромным количеством гостевых домов, гостиниц и хостелов.

Заселились мы в гостевой дом «Белка». Он находится на окраине деревни среди огромных сосен, но к нему приходится подниматься пешком вверх минут 10 от береговой главной дороги. Зато тихо и спокойно. Мы договорились с хозяевами ночевать в своей палатке на площадке возле бани, а в целом там отличные капитальные деревянные дома со всем необходимым, большая зеленая территория. Мне понравилось. За две ночи мы заплатили с каждого по 1000 рублей (500 рублей на человека в день). В эту цену входило пользование всей инфраструктурой (туалеты, душ, общая гостиная с телевизором и кухней).

Чем заняться в Листвянке:

  • катание по Байкалу на катерах (около 1500 р. с человека);
  • есть частный музей современного искусства с выставкой различной мото-техники;
  • кафе и рестораны, дискотеки
  • музей Байкала.

Музей Байкала. Я посетил музей один, поэтому провел там времени столько, чтобы все посмотреть и почитать. В целом экспозиция хорошая, хотя и не очень большая. Рассказывает об истории Байкала, флоре и фауне, научных исследованиях на озере. Больше всего мне понравились аквариумы с байкальскими нерпами. Они очень забавные, дети играют с ними водя пальчиками по стеклу аквариума а нерпы повторяют движения. Стоимость посещения 400 рублей, цена по-моему чуть завышена, но я не пожалел. 

Переночевав 2 ночи мы тем же маршрутом вернулись в Слюдянку. До поезда нам оставалось переночевать одну ночь и мы решили остановиться в палатке на берегу Байкала. На окраине Слюдянки большая зона берега используется местными для пикников в палатках, поэтому мест очень много, по крайней мере в рабочие дни.

Берег Байкала у Слюдянки

Ночная Слюдянка

На этом все. Поход нам в целом удался, Байкальские деньки тоже порадовали погодой и событиями — поэтому всем рекомендую Шумак и Байкал. Надеюсь вы почерпнули для себя полезную информацию. Если есть вопросы — пишите в телеграмм @turist2030

Музей-заповедник «Озеро Андреевское»

На берегу озера Андреевское (в 15 км от Тюмени) с древних времен жили люди. В наши дни можно посетить музей, расположеный на озере Андреевском и узнать об истории заселения Сибири людми.

Набережная реки Тура

Четырех уровневое сооружение из природного камня — набережная реки Туры длиной 4 км. Является одним из любимых мест отдыха горожан и местом проведения различных фестивалей и уличных мероприятий.

Мост «Влюблённых»

Пешеходный вантовый мост через реку Тура под названием «Мост Влюблённых»

Кузнецкий Алатау. Горы. Район Поднебесных зубьев. Пеший поход для новичков.

Если вы решили попробовать пешие горные походы — Кузнецкий Алатау — хорошее место чтобы испытать что это такое.

В свой первый в жизни поход в 2004 году я ходил именно сюда — Кузнецкий Алатау (Кемеровская область). Небольшая высота гор вместе с их красотой, дикая Сибирская природа, обилие ручейков и рек, ягод и грибов — все это либо заразит вас навсегда, либо вы поймете что горы и отсутствие обычного комфорта не для вас. По крайней мере опасностей высоких гор в этом районе на порядок меньше.

Вот кратенький ролик, который я на скорую руку смонтировал после похода:

В начале хочу сказать, что пеший туризм может считаться бюджетным отдыхом. Конечно есть первоначальные затраты на покупку некоего снаряжения (коврик, спальник, ботинки, палатка и т.п.), но как правило этих вещей хватает надолго. Поездка на Кузнецкий Алатау в 2015 году обошлась мне около 15000 рублей.

Расходы на поездку в горы Кузнецкого Алатау, 2015 год

Наименование Кол-во Сумма, рублей
Ж/д билет Тюмень-Новокузнецк (купе) 1  5243-40
Ж/д билет Новокузнецк — ст.Лужба (общий вагон) 1  451-00
Переправа через реку Томь (за человека) 2 50-00
Заброска на 10 км от переправы до талькова карьера  1 300-00
Ночевка на турбазе 1 300-00
Баня (1000 в час). Нас было 8 человек и взяли мы 2 часа 1 250-00
Электричка Лужба — Междуреченск 1  
Автобус Междуреченск — Новокузнецк 1  
Поезд Новокузнецк-Тюмень (без белья) 1 2684-10
Продукты на маршрут (в расчете на одного) 1 2000-00
Итого: 11278-50


Рюкзак в этом походе был довольно легкий (чуть более 20 кг), т.к. теплых вещей я брал минимум (отказался от свитера, теплой куртки и теплых штанов). Ну а теперь о походе… По горам и долинам Кузнецкого Алатау существует множество маршрутов, но мы выбрали следующий:

Наш маршрут:

  1. день: ст. Лужба (приют Алгуй)
  2. день: приют Алгуй — приют Высокогорный
  3. день: приют Высокогорный — под перевал Караташский
  4. день: перевал Караташский — перевал НГПИ — озеро Харлыгхоль
  5. день: дневка
  6. день: озеро Харлыгхоль — озеро Хатарас
  7. день: перевал Козьи ворота — перевал Кузбасс
  8. день: до приюта Поднебесный
  9. день: до Лужбы

Карта Кузнецкого Алатау с тропами и наш маршрут:

marshrut

Как добраться до Кузнецкого Алатау? Вам нужно доехать до станции «Лужба» (Кемеровская область), с которой начинаются маршруты. Описывать эту дорогу нет смысла, могу сказать только что в Новокузнецке можно скоротать время в походах по музеям. Мне понравился музей — домик Достоевского. Хотя он там и не жил, но как говорят гостил в этом доме несколько дней. Вещей писателя в музее нет, зато историю появления великого русского писателя в Новокузнецке экскурсоводы преподносят очень интересно.

Дом-музей Ф.М. Достоевского в Новокузнецке
Дом-музей Ф.М. Достоевского в Новокузнецке

Прибывает поезд на станцию Лужба — ночью, и оба раза мы останавливались прямо возле здания станции. Хотя недалеко дома местных жителей, нас никто не беспокоил. Площадь вокруг станции отсыпана щебнем и довольно ровная, так что проблем с установкой палатки не возникало. Кстати воды можно набрать в роднике который находится у подножья горы примерно напротив здания станции (нужно переходить пути).

_MG_9726_
Место ночевки на станции Лужба

 

Утром приходит еще одна электричка и обычно туристические группы приезжают на ней, поэтому и лодочники начинают переправлять людей через реку Томь в 9 утра. Мы об этом знали, поэтому позавтракав пришли на переправу пораньше и были первыми. Расстояние от станции до места переправы около 1 км. Как было указано в таблице, в 2015 году мы переправились за 50 рублей с человека.

_MG_9731_

Переправившись через Томь, можно сразу начинать маршрут (зарегистрировавшись у спасателей, домик которых находится недалеко) или дождаться автомашину ЗИЛ, в кузове которой людей отвозят примерно на 10 км по маршруту до талькового карьера. Так как популярность Кузнецкого Алатау за последние 11 лет возросла, попадание в кузов машины становится первым серьезным испытанием. Цивилизованной посадки нет и как только подходит автомобиль — начинается настоящий штурм. Но отчаиваться не нужно, т.к. если людей много — машина делает несколько рейсов с разницей около одного часа. Стоимость поездки в кузове ЗИЛа — 300 рублей с человека (на 2015 год).

Указатель троп

От талькова карьера можно было пойти наш маршрут по часовой стрелке либо против. Мы выбрали второй вариант. Тропы на Кузнецком Алатау набиты, по крайней мере до перевала Караташский, народу много и заблудиться сложно. Но вот чем я был неприятно удивлен, так это отвратительным состоянием тропинок в данное время года. Забегая вперед скажу, что все время пришлось ходить по грязи и болотам, за что этому походу я уже через несколько дней присвоил титул «болотный». Лично для меня испытание болотами было покруче чем испытание высотами Тянь-Шаня, т.к. через пару дней ботинки промокли и больше «сухой ногой» по Кузнецкому Алатау я уже не ходил до последнего дня. Пока мы шли до «Золотой долины» — запомнилось несколько человек, идущих в резиновых сапогах и даже в «болотниках». А так в основном люди шли в кроссовках, видимо их проще сушить и мыть от грязи. Ну и о погоде на Кузнецком Алатау: как и на Алтае — погода очень переменчива и дождлива, так что защита от дождя тут очень необходима — для себя любимого и для рюкзака. Так же мы брали тент, который тут оказался очень кстати.

_MG_9743__MG_9767__MG_9771_

Дорога к перевалу Караташский заняла у нас планируемое время. Стоянок много, дров достаточно, хотя мы старались использовать газ. Тут хотелось бы по подробнее остановиться на нашем газовом оборудовании. Дело в том, что в этот несложный поход мы решили взять не маленькую горелку и стандартные походные газовые баллоны, а автомобильную походную газовую систему с 10 литровым баллоном! Так как таскать газ весь поход не хотелось никому, тем более нашему главному носильщику баллона — мы решили готовить все время на горелке. Но как оказалось, расход обычного пропана намного больше расхода газовых смесей, которые продаются в туристических магазинах. В общем, газ почти закончился к середине похода и далее мы готовили на костре.

Альпийские луга на перевале Караташский
Альпийские луга на перевале Караташский
Гроты на северном склоне перевала Караташский
Гроты на северном склоне перевала Караташский

Взойдя на перевал Караташский, мы траверсом ушли на перевал НГПИ и спустились сразу к озерам. в «Золотой долине». Подъем и спуск с этих перевалов технически не сложные, по-крайней мере в конце июля, когда снега на склонах уже нет. Тут нужна физическая подготовка перед походом.

Вид на перевал НГПИОтдых в «Золотой Долине» — это просто сказка. Сибирские красоты не перестают удивлять, чистейшие озера с хариусом, грибы, кедровые шишки, ягоды — есть все, чтобы отдохнуть на озерах. Мы останавливались на озере Харлыгхоль и перед подъемом на перевал Козьи ворота — на озере Хатарас.

Вид на вершину "Верхний Зуб" и перевал "Козьи ворота"

Верхний зуб и перевал Козьи ворота

Водопад у озера ХаратасПуть по Кузнецкому Алатау от Золотой долины через перевал «Козьи ворота» к завершению маршрута описывать смысла нет, т.к. в основном это хождения по тропам в зоне леса. Если погода радует солнцем — настроение хорошее, рюкзаки уже легче — все отлично, все красиво.

речной пейзаж

Утро в лесу

Пару слов о Золотой Долине. Почему такое название? Не обольщайтесь, Золотая Долина — это не про золото. Золотой она называется из-за краснокнижного растения — «Золотой корень». Очень полезное растение, которое в этой долине пока еще можно увидеть в его естественной среде произрастания. Рвать и выносить его нельзя, поэтому если вы приедете в Кузнецкий Алатау и встретите «золотой корень» — пусть растет.

Лайф-хак.
Во время нашего путешествия я снимал на экшн-камеру (ролик выше) и, как оказалось, даже 2 батарей на 7-8 дней похода очень мало ввиду высотного фактора и низких температур. Поэтому меня спас вот такой внешний аккумулятор со встроенной солнечной батареей.

pb

Солнечная панель хоть и слабая но тем не менее при ясном небе заряд дает — проверено.

В целом наш поход по Кузнецкому Алатау прошел по плану и без особых накладок. Правда мы использовали свой запасной день на подъездах и пришлось отменить дневку в «Золотой долине», что немного огорчает.